• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Институт образования в своем нынешнем виде существует с 2012 года, но отдельные его подразделения занимаются исследованиями школы, университетов и образовательной политики в целом уже 15 лет. Своей миссией сотрудники института называют модернизацию российского образования через передовые исследования и разработки, а также подготовку современных управленцев и исследователей. Программы института рассчитаны как на недавних выпускников бакалавриата, так и на учителей и руководителей образовательных учреждений.

Учеба и работа

Бакалаврских программ в Инобре нет — институт работает с магистрами и аспирантами, есть также различные программы дополнительного образования взрослых. Магистерские программы делятся на очные и очно-заочные: всего их десять, и более 90% из них бесплатные. Прием идет по конкурсу портфолио.

Не только студенты-заочники, но и практически все очники совмещают учебу с работой. Работа в подразделениях самого института особенно приветствуется: это дает возможность сконцентрироваться на будущей карьере и получить навыки исследовательской и проектной работы.

Очных программ четыре. Одна из них впервые принимает студентов в этом году: на «Доказательном развитии образования» будут готовить аналитиков, исследователей и профессионалов широкого профиля, способных принимать продуманные решения в образовательной политике, бизнесе, науке на основе эмпирических данных, актуальных теорий и принципов управления образовательными системами. Студент может выстраивать свою индивидуальную траекторию за счет курсов по выбору и участия в проектах и стажировках.

На программе «Измерения в психологии и образовании» готовят психометриков — разработчиков тестов, опросников и других инструментов измерений под задачи образования, психологии, бизнеса, маркетинга, HR. Студенты осваивают современные методы и пакеты работы с данными, психометрические теории, работают над исследованиями с российскими компаниями и международными партнерами.

Магистратура «Педагогическое образование» поможет сделать первый шаг в карьере учителя тем, кто уже имеет классическое образование. Обучение по принципу learning by doing совмещено с работой в одной из 37 московских школ-партнеров. С помощью опытных наставников студенты учатся применять лучшие отечественные и зарубежные образовательные практики.

Очно-заочные программы Инобра можно условно разделить на «управленческие» и «учительские». Первые становятся клубом единомышленников для уже состоявшихся управленцев, успешных менеджеров, людей, добившихся высоких должностей, — но также и для тех, кто, например, работает в школе или вузе, но хотел бы сменить или дополнить педагогический трек, или для тех, кто увидел в растущем рынке образовательных услуг новые перспективы для бизнеса. 

Магистратура «Управление образованием» строится на практической работе над реальными проектами, не важно, задуманы они в частном секторе предпринимателем или в муниципальном — директором школы. Совершенствовать их помогут авторитетные специалисты, создатели авторских школ и инновационных проектов.

Программа «Управление в высшем образовании» объединяет тех, кто целенаправленно выстраивает карьеру руководителя вуза или создателя крупных образовательных стартапов. А выпускники «Цифровой трансформация образования» не просто становятся квалифицированными специалистами по цифровым технологиям (в том числе руководителями масштабных программ, экспертами, создателями цифровой среды), но и будут хорошо понимать, как и для чего идет процесс цифровизации в образовании. 

«Учительские» программы основаны на самых новых и актуальных знаниях, позволяют не просто стать уникальным специалистом в рамках своего предмета, но и обрести качественно новый круг профессионального общения, начать параллельную с педагогической карьеру в науке или в качестве эксперта (например, в сфере ЕГЭ или олимпиад). Это «Современная филология в преподавании литературы в школе», «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» и «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе».

Каждая из этих магистратур — не только выход за рамки школы за счет новых квалификаций, связей, кругозора, но и возможность изменять саму школу в качестве лидера коллег-педагогов.

Прием документов на очно-заочные программы идет до 14 сентября.

Наука

Научные центры и лаборатории Института образования, в которых работают многие студенты во время обучения, расположены здесь же. Это очень удобно для студентов, но главный плюс, конечно, в том опыте, который они здесь получают. По окончании магистратуры есть выбор — или идти работать (выпускников Инобра можно встретить в школах и университетах, в HR-отделах крупных коммерческих компаний и в консалтинговых агентствах), или пойти в аспирантуру, тем более что параллельно с учебой в магистратуре можно заниматься в рамках специального трека «Магистратура — аспирантура».

Научные подразделения института сегодня охватывают все этапы образования (развития) человека. Например, Центр исследований современного детства занимается изучением и анализом развития детей дошкольного и школьного возраста.

Основные направления Центра социально-экономического развития школы — это разработка региональных программ развития общего и дополнительного образования, программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, мониторинг информационной открытости органов управления образованием и прочее.

Лаборатория «Развитие университетов» концентрируется на прикладных разработках и исследованиях национальных систем высшего образования, региональных и отраслевых сетей вузов и на развитии отдельных университетов. Один из текущих проектов лаборатории — анализ структуры национальных систем высшего образования в 15 странах постсоветского пространства.

Социальные и организационные особенности функционирования систем высшего образования изучают в Центре социологии высшего образования.

Полный список научных центров и лабораторий можно увидеть здесь.

Где учатся магистры образования

Долгое время в здании, которое сейчас занимает институт, размещалась общеобразовательная школа №312. Школьная планировка в здании сохранилась: поточных аудиторий на сотни слушателей здесь нет, да и для обучения магистров они не нужны (на каждую программу набирают в среднем около 30 человек). Классы переоборудованы в студенческие аудитории, в офисы для лабораторий и научных центров института. Сотрудники Инобра не только обучают студентов, но и ведут исследования, занимаются экспертно-аналитической деятельностью и консалтингом, участвуют в формировании государственной политики в сфере образования.

Несколько аудиторий носят имена выдающихся российских педагогов и исследователей образования XX века. Например, компьютерный класс назван в честь супружеской пары Евгения Князева и Натальи Дрантусовой, сотрудников Института образования ВШЭ, трагически погибших 17 ноября 2013 года в авиакатастрофе в Казани. В 2011 году Евгений Князев создал и возглавил в институте Центр университетского менеджмента. Также он был одним из первых российских исследователей, кто стал писать о самостоятельных стратегиях университетов, о том, что университет не часть машины по производству кадров, а самостоятельный игрок на интеллектуальном и социально-экономическом поле.

Конференц-зал, в котором иногда проходят и лекции, носит имя Эдуарда Днепрова, первого избранного министра образования России, автора принятого в 1992 году Закона РФ «Об образовании» (впоследствии он был признан ЮНЕСКО самым демократичным законом об образовании конца XX столетия). Днепров был ведущим научным сотрудником института и членом редакционной коллегии журнала «Вопросы образования». В память о нем для студентов и аспирантов Вышки была учреждена специальная стипендия имени Эдуарда Днепрова.

Библиотека названа в честь российского педагога, советника министра образования РФ Анатолия Пинского. Пинский создал и долгое время возглавлял Центр социально-экономического развития школы в Институте образования, был одним из создателей журнала «Вопросы образования» и Мониторинга экономики образования. Институт и журнал учредили премию имени А.А. Пинского за лучшие аналитические работы в области образования.

Все именные аудитории имеют единое стилистическое оформление: в них обязательно есть цитата и портрет того, чьим именем названа аудитория.

А в коридорах разместился еще один необычный дизайнерский проект под названием «Линия жизни». Это галерея портретов выдающихся педагогов — в их детстве, юности, зрелости и старости. Замысел в том, чтобы, поднимаясь с первого на четвертый этаж, любой посетитель здания смог проследить путь взросления человека. В этом проекте представлены Василий Давыдов, Джон Дьюи, Олег Газман, Антон Макаренко и Мария Монтессори.

Первое, что бросается в глаза при входе во двор института, — бетонный блок в форме игрального куба с английскими словами на гранях. Это памятник анонимному рецензенту, торжественно открытый два года назад. Памятник, с одной стороны, увековечивает вклад рецензентов в науку, с другой — напоминает с изрядной долей иронии, что их вердикты не всегда объективны. Его установка стала возможной благодаря краудфандинговой кампании, в которой приняли участие ученые со всего мира, в том числе два нобелевских лауреата.