• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет городского и регионального развития

Кирилл Пузанов, руководитель Высшей школы урбанистики:

Вопрос, что такое город, – ключевой для каждой программы факультета. Это не столько про строительство, сколько про тонкую настройку существующей городской среды. Это требует других компетенций и новых профессионалов.

Город не существует исключительно как социальный феномен или исключительно как совокупность инфраструктуры. Он существует как целостное, комплексное явление. И умение поймать его, увидеть его в этой своей множественности – очень сложная задача для профессионала.

В городе нет правильных ответов, и это еще одна истина, которую нужно прожить, чтобы комфортно существовать в условиях городских проектов. Для наших студентов первое время – это огромный вызов, поскольку они приходят и ждут, когда им скажут, как правильно. А такого знания нету – оно в принципе невозможно в урбанистике.

Мы приглашаем студентов пройти с нами путь, который изменит их навсегда, сделает частью профессионального сообщества, людьми, которые изучают и меняют города.

Мы не знаем, будет для вас этот путь легким или сложным. Но одно можем обещать точно: это будет действительно интересно.


Города – наша страсть

Поэтому мы создали факультет городского и регионального развития в 2018 году, чтобы менять города к лучшему. Для этого мы объединяем исследователей и профессионалов, которые постоянно занимаются критическим осмыслением и формированием профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий.

Только за последние два года мы поработали с более чем 50 городами, поучаствовали в разработке Московских диаметров, создали проекты пространственного развития городов Подмосковья, провели исследования в области землепользования, пространственного развития, жилищной политики, транспортной политики, социальных практик, медиации городских конфликтов и моделей управления и планирования развития.

Мы постоянно находим единомышленников в профессиональной и академической среде.

На данный момент мы сотрудничаем со следующими российскими и международными организациями, вузами и профессиональными ассоциациями:

  • Международные организации: ICLEI Global, UN-Habitat, ISOCARP OECD, WWF, World Bank, BRICS CityLab
  • Зарубежные вузы: MIT, UCL, University of Leeds, University of Cardiff, Pratt University
  • Технические компании: Arup, Drees & Sommer, Ramboll, AECOM, Turenscape
  • Российские профессиональные ассоциации: НП «Национальная гильдия градостроителей», Российская гильдия управляющих и девелоперов, НП «Объединение планировщиков» (RUPA), Уральская палата недвижимост
  • Российские вузы: Московская школа управления «Сколково», МАРШ, РАНХиГС
  • Центр экономики города, ГлавАПУ, НИиПИ Генплана Москвы, Градплан, «Новая земля», Центр экономики инфраструктуры, ВЭБ, ЦСР

 

Разделяешь нашу страсть и хочешь присоединиться?

Выбирай любую из наших программ!

Каждая из них предлагает глубокое изучение города и урбанизированных территорий с точки зрения разных наук и поможет тебе стать частью общества профессионалов, меняющих город.

 

Наши образовательные программы

Магистратура (направление подготовки «Градостроительство»)

  • Управление пространственным развитием городов// 2 года
  • Прототипирование городов будущего// 2 года, международная программа
  • Транспортное планирование// 2 года

 

Бакалавриат (направление подготовки «Градостроительство»)

  • Городское планирование // 5 лет

 

Программа профессиональной переподготовки

  • «Ре-Школа» // 1 год

Эта уникальная программа посвящена теме сохранения и ревалоризации (умножение ценности) историко-культурного наследия и является совместным проектом Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, L’Ecole de Chaillot (Франция), архитектурного бюро «Рождественка» при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры Франции и франко-российского «Трианонского диалога».

Подробнее о программах и условиях поступления – на нашем сайте.

 

Мы все вдохновляемся культовыми учеными в сфере изучения города и городского планирования

«Сказать “история города” тождественно тому, чтобы сказать “история цивилизации”, ведь и само слово “цивилизация” является синонимом для городского образа жизни». В.Л. Глазычев

«Бессмысленно строить эстетически привлекательные стены, если в городе нет жителей, готовых осознать красоту места как ценность. Только человек со своим желанием видеть свою среду обитания приятной и привлекательной заставляет все вокруг меняться». А.А. Высоковский

«Городская жизнь каждый раз связывалась с представлением о городе, окруженном крепостными стенами, где все друг друга знают, где есть плотная ткань взаимоотношений». Л.В. Смирнягин

Как это – учиться у нас?

Рассказывают наши студенты

Атмосфера

Дюкин Максим Андреевич, магистратура, «Транспортное планирование»:

«Еще в первый день учебы я понял, что нашел идеальное место, в котором преподаватели и одногруппники сразу же становятся близкими людьми! На нашем факультете очень домашняя атмосфера, и чувствуется, что все, кто сюда пришел, любят свое дело, готовы постоянно развиваться и делиться опытом».

Полина Иванова, магистратура, «Управление пространственным развитием городов», 2-й курс:

«Самое запоминающееся за время обучения и то, что надолго останется со мной, – теплая атмосфера коллектива. Это удивительное принятие тебя, нового и неизвестного человека, с распростертыми объятиями в первый день учебы. И последующая мягкая поддержка в течение учебного года, даже когда пишешь в два часа ночи, что ничего не получается и кто вообще придумал эти карты. Что бы я сказала абитуриенту, описывая факультет? Я бы сказала так: тебе предоставят всё, чтобы ты стал специалистом в этой области, и помогут пройти этот путь, каким бы сложным он ни был».

Мария Мельникова, магистратура, «Управление пространственным развитием городов»:

«Сложно сказать, что мне нравилось в студенческой жизни больше. Наверное, всё: каждая лекция, каждый проект. Два года учебы в Вышке были абсолютным счастьем, я не представляла, что учеба в вузе может быть такой интересной. Мы жили в общежитии в Дубках, и часто приходилось тратить на дорогу три часа, чтобы послушать полуторачасовую лекцию. Но мне ни разу не приходило в голову, что это может быть неэффективной тратой времени, настолько ценными были те лекции. Кроме того, мне очень нравилось в электричках ездить: я много читала, обсуждала что-нибудь интересное с другими студентами. С теплом вспоминаю те времена, даже названия станций помню – Немчиновка, Кубинка – такие прекрасные подмосковные топонимы».

Лариса Баранова, магистратура, «Управление пространственным развитием городов», 2-й курс:

«Наверное, секрет кроется в людях. В однокурсниках, пришедших в магистратуру с разных направлений и готовых привнести свою аргументированную точку зрения в любую дискуссию. В энергичных и параллельно занимающихся не только наукой, но и практикой преподавателях, на которых хочется равняться».

 

Драйв процесса обучения

Дюкин Максим Андреевич, магистратура, «Транспортное планирование»:

«Самым ярким и запоминающимся периодом на учебе стал первый модуль, а именно вечерние пары до 21:00, на которых мы программировали в RStudio, решали задачи по экономике или обсуждали методы транспортных исследований. Уже в первый месяц обучения мы начали готовиться к защитам групповых проектов, и это отличный способ познакомиться и узнать сильные стороны одногруппников. Очень круто было гулять по районам Москвы и изучать морфологию застройки, а потом поздними вечерами собираться в кофейне и готовить проект к защите!».

Лариса Баранова, магистратура, «Управление пространственным развитием городов», 2-й курс:

«Со мной всегда останутся воспоминания об одной из первых лекций, на которой я сидела открыв рот, потому что это было совсем не похоже на то, что слышала до этого; о том, как мы буквально завтракали, обедали и ужинали в университете и засиживались допоздна, чтобы доделать проект; о ранних электричках в Серпухов, Ногинск, Боровск. Суперспособность успеть за 10 минут перерыва сделать все (кстати, теперь в Вышке дольше перерывы – ура!). А еще теперь в каждой поездке я смотрю на мир совершенно по-иному, замечаю то, чего, например, не видят мои попутчики. И всегда вопросов будет больше, чем ответов, но от этого точно интереснее».

Мария Мельникова, магистратура, «Управление пространственным развитием городов»:

«На нашей программе был отличный состав преподавателей – лучшие эксперты-практики по вопросам городского развития в России – Александр Пузанов, Олег Баевский, Сергей Сиваев, Григорий Ревзин, Эдуард Трутнев и, конечно, Александр Аркадьевич Высоковский. Поэтому мы сразу погрузились в гущу процессов, происходящих с городами. Кроме того, для меня как для человека, который до этого пять лет учился в техническом вузе, было очень важно прикоснуться к гуманитарному знанию. Понять, что можно смотреть на одни и те же процессы с точки зрения разных дисциплин».

 

Наука, доступная студентам

Хочешь активно заниматься наукой с первого года обучения? Тогда тебе к нам!

Факультет предлагает обширные исследовательские возможности в различных областях городского и регионального планирования.

Лысенко Катерина, бакалавриат, «Городское планирование», 1-й курс:

«Мне изначально было интересно погрузиться в научную деятельность, и у меня получилось.

Осенью я читала разные статьи и главы книг, которые совпадали по тематике с изучаемыми разделами на социологии и введении в городское планирование, чуть позже – теми, которые были близки, но в более интересных для меня направлениях.

Изучение литературы  сопровождалось вопросами к преподавателям, которые с удовольствием отвечали на них!

Я посещала  разные дискуссии, презентации, круглые столы и конференции.

Зимой я попала в одну из мастерских, которые реализуются на факультете городского и регионального развития. Этот опыт придал мне уверенности и показал, что любая идея или наблюдение могут быть очень полезными, особенно в командной работе, где все идеи могут соединиться в очень интересный проект. Здесь же я познакомилась с людьми, которые меня вдохновляют и сейчас: первое наше исследование прервалось на трети из-за пандемии, а сейчас, со снятием ограничений, мы занялись другими в рамках проектных групп.

В дальнейшем я начала заниматься более серьезно своими собственными микроисследованиями, переводя их из мира идей в мир вещей. Так постепенно появились первый опросник, первая ментальная карта, первые попытки даже некоторой математической аналитики, первые выходы в поле. Потом – правда, уже в рамках программы – первая рецензия. Весной я обратила внимание на ридинг-семинары одной из лабораторий факультета и начала их посещать: мы читали тексты, смотрели видео и слушали аудиокниги, а потом обсуждали их, предлагали идеи, вспоминали разные концепции и высказывали свои гипотезы.

Пандемия в целом стала достаточно продуктивным периодом для меня: я сама понемногу начала изучать ГИСы (и сейчас работаю именно благодаря этому навыку), читать литературу уже на английском и заполнять пробелы в своих познаниях классических авторов.

Учась здесь, постоянно нужно пробовать новое, выходить за рамки зоны комфорта и научных интересов, но для такого непостоянного человека как я, который не может заниматься однотипными, монотонными задачами, это плюс.

Может показаться, что на первом курсе бакалавриата нельзя заниматься такими вещами: недостаточно взрослый, недостаточно ответственный, недостаточно умный. Это правда: практически все мои знакомые в этой области учатся на старших курсах или в магистратуре.

Для меня ценно работать с более опытными исследователями – у них всегда есть чему поучиться, и они с радостью дадут совет или поддержат, если сталкиваешься с трудностями. Думаю, учиться на ошибках – это действительно правильный путь.

В июле заново был создан Научный комитет ВШЭ, в состав которого я вошла.

Мы готовим несколько интересных проектов, которые помогут всем желающим заняться академической карьерой на своем факультете.

Тем, кто пока не знает, чем хочет заняться, я посоветовала бы попробовать понемногу разных направлений (например, кто-то больше теоретик, а у кого-то хорошо получается заниматься проектной деятельностью) и не взваливать на себя слишком много».

 

Что тебя ждет после выпуска?

Мы даем фундаментальные знания, которые делают выпускника «переводчиком» профессиональных диалектов, способным выстроить диалог между профессионалами на едином языке, вне зависимости от места и характера их работы.

Каждый применяет эти знания и навыки по-своему, выстраивая свою карьерную траекторию.

Например, 83% наших выпускников работают в следующих сферах:

  • Наука и академическая деятельность
  • Архитектура
  • Планирование и проектирование в градостроительстве
  • Управление и администрирование в градостроительстве
  • Исследования и аналитика в градостроительстве
  • Транспортное планирование, логистика
  • Анализ городских данных
  • Консалтинг в сфере градостроительства
  • Проектирование городской среды
  • Коммуникации, комьюнити-менеджмент
  • Недвижимость (оценка, продажи)

 

Читайте о наших выпускниках

Статьи «Где и кем работают выпускники ВШУ 2017 года?» и «Выпускники ВШУ дали прогнозы развития Москвы на 20 лет вперед», интервью с выпускницей магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» Марией Мельниковой, написавшей книгу «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой застройки», историю Дарьи Климовой, выпускницы международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего», представившей концепцию ревитализации территории промышленного предприятия «Сантехприбор» на II Российской молодежной архитектурной биеннале в Казани, а также новость о том, что выпускники НИУ ВШЭ Юрий Кульчицкий, Ирина Карасельникова и Елизавета Беспалова разработали модель, позволяющую повысить эффективность управления недвижимым имуществом города Москвы, и выиграли хакатон Urban. Tech Challenge.

 

Первокурсник!

Студенты советуют:

Ольга Попова:

«Не бояться: знакомиться, узнавать, задавать вопросы. Активнее пробовать себя в разных научно-исследовательских инициативах. Больше общаться».

Есть вопросы? Напиши мне! https://vk.com/olyaaapopova

Арина Деева:

«Во-первых, разобраться с ГИСами. Во-вторых, книги и статьи по урбанистике твои лучшие друзья: никогда не знаешь, какие знания пригодятся в следующем проекте или эссе».

Есть вопросы? Напиши мне! vk.com/itsarrina

Азалия Фаттаева:

«Больше включаться в проекты факультета».

Есть вопросы? Напиши мне! @azaliyaff

Татьяна Азовцева:

«Стараться не оставлять творческие задания на последний день. Географию и математику лучше начинать понимать сразу, геогессер и матпрофи скоро станут твоими хорошими друзьями».

Есть вопросы? Напиши мне! @tanya_azovtseva

Рита Легетская:

«Усерднее учить английский, потому что без него никуда!»

Есть вопросы? Напиши мне! https://vk.com/ritalegetskaya

Александр Лазарев:

«Узнать больше о специфике урбанистики как науки и о том, чем занимаются урбанисты как в России, так и за рубежом. Заранее узнать побольше о внеучебке в Вышке, чтобы успеть вступить в интересующие организации».

Есть вопросы? Напиши мне! @alex_lazerman

Анна Волыхина:

«Разобраться в значении термина “урбанистика”, чтобы потом отвечать на вопросы друзей, на кого ты учишься. Не откладывать проекты, факультативы и прочие возможности на потом, начинай всё на первом курсе!

P.S. Не откладывать дедлайны на последний момент!»

Есть вопросы? Напиши мне! https://vk.com/volikhina

Александра Ядерская:

«Участвовать в поездках и экспедициях, чтобы лучше понимать организацию городов».

Есть вопросы? Напиши мне! https://m.vk.com/id132095661

Студенты шутят